Социальная помощь в Италии

Социальная помощь, предусмотренная правовой системой Италии может быть экономической и неэкономической.

Обзор подготовлен на основе официальных итальянских источников
Ольгой Харитонкиной по заказу нашего проекта. Использование материала — с обязательной ссылкой на наш сайт.

Экономическая социальная помощь:

  • Экономическая помощь гражданским лицам с инвалидностью, пенсия по инвалидности, ежемесячное пособие, пособие по уходу, ежемесячное пособие для посещения учебного заведения (для инвалидов в возрасте до 18 лет, не имеющих возможности выполнять функции, присущие их возрасту или с нарушением слуха, которые посещают школы, учебные центры, центры дневного ухода и т.д.).
  • Экономическая помощь гражданским лицам со слепотой (пенсия лицам с полной слепотой, пособие по уходу, пенсия лицам с частичной слепотой).
  • Экономическая помощь глухонемым (пенсия глухонемым, пособие для помощи в общении).
  • Социальное пособие.
  • Пособие для госпитализации или амбулаторного лечения, пособие после санаторного лечения, пособие для лечения и содержания больных туберкулезом.
  • Экономическая помощь и субсидии, предусмотренные и предоставляемые местными учреждениями малоимущим гражданам.
  • Муниципальные субсидии, предусмотренные для больных проказой (лепрой) и членов их семей.

Дополнительная неэкономическая помощь

  • Обязательное трудоустройство
  • Специальная медицинская помощь.
  • Размещение в реабилитационных центрах и центрах психо-моторной реабилитации.
  • Освобождение от оплаты диагностических и лабораторных исследований.
  • Предоставление протезов и ортопедической помощи.

Социальная помощь иностранным гражданам.

Статья 41 Законодательного декрета № 286/1998 ввела в наше законодательство принцип равенства в оказании социальной помощи гражданам из стран, не входящих в ЕС, и итальянским гражданам. Текст статьи гласит «иностранцы, имеющие постоянный вид на жительство (carta di soggiorno) или временный вид на жительство, действительный сроком не менее года (permesso di soggiorno), и дети, вписанные в постоянный или временный вид на жительство, должны приравниваться к итальянским гражданам с целью оказания помощи, в том числе экономической и социальной помощи, включая помощь,предусмотренную для лиц, страдающих лепрой или туберкулезом, для глухонемых, гражданских лиц со слепотой,гражданских лиц с инвалидностью и малоимущих».

Пункт 19, статьи 80 закона 388/00 (финансового закон за 2001 год) гласит, что «в соответствии со ст. 41 Законодательного декрета № 286 от 25/07/98 социальное пособие и экономическая помощь, которые являются правом граждан в соответствии с действующим законодательством в сфере социальных услуг, предоставляются на условиях, предусмотренных этим законодательством, иностранцам, имеющим постоянный вид на жительство. Для других пособий и социальных услугприравнивание допускается для иностранцев, имеющих временный вид на жительство на срок не менее одного года, кроме положений, предусмотренных Законодательным декретом № 237 от 18/06/98 и статьями 65 и 66 Закона № 448 от 23.12.98 с последующими изменениями».

С данным законодательным нововведением создавалась существенная разница для получения дополнительной социальной помощи гражданами из стран, не входящих в ЕС, основываясь на типе вида на жительство, выданного гражданину [1].

Граждане из стран, не входящих в ЕС, имеющие вид на жительство

Иностранные граждане, имеющие постоянный вид на жительство (Permesso di soggiorno Ce per soggiornanti di lungo periodo), кроме того, что предусмотрено для владельцев простого вида на жительство, могут воспользоваться социальной помощью, оказываемой государственной администрацией (помощь социальной службы, социальное обеспечение, выплаты, социальные выплаты, выплаты на здравоохранение, оплата школьных расходов, доступ к общедоступным службам, включая доступ к процедуре выделения квартир при строительстве общедоступного жилья), исключая случаи, в которых четко указано обратное. Для доступа к услугам необходимо доказательство фактического проживания в Италии (согласно Законодательному Декрету 3/2007).

В частности, иностранцы имеют право на следующую помощь:

Граждане, имеющие временный вид нажительство, действительный на срок не менее года (permessodisoggiornodelladuratadialmenounanno)

Закон № 388/2000 исключает граждан, имеющих временный вид нажительство, действительный на срок не менее годаиз списка лиц, имеющих право на экономическую социальную помощь.

Важное решение Конституционного Суда № 306/2008 признало конституционно незаконным пункт 19, статьи 80 Закона 388/2000 и пункт 1, статьи 9, Сводного текста в той части, которая исключает выдачу пособия по уходу иностранцам, доход, которых не соответствуют требованиям, предусмотренным для постоянного вида на жительство. Такая нелогичность влияет на фундаментальное право на здравоохранение, прописанное и защищенное в Конституции Италии.

Таким образом, согласно данному решению, при определенных условиях, иностранный гражданин, имеющий только временный вид на жительство, имеет право на получение пособие по уходу. В данный момент, ожидая необходимое обновление законодательства, которое будет следовать решениям Конституционного Суда, для получения пособия по уходуи пенсию по гражданской инвалидности, гражданам придется начать гражданский спор в случае, если учреждение-плательщик (INPS) не предоставит такие услуги [3].

Пенсия по старости.

Право на пенсию по старости предоставляется по достижению физического возраста и не менее 35 лет уплаты налогов [4].

Социальное пособие (социальная пенсия).

Для получения социальной пенсии необходимо выполнить следующие условия:

  • Возраст — 65 лет и 3 месяца;
  • быть малоимущим;
  • иметь итальянское гражданство;
  • для иностранных граждан из стран не входящих в ЕС: регистрация в демографическом отделе муниципалитета проживания;
  • для иностранных граждан из стран не входящих в ЕС: иметь постоянный вид на жительство (permesso di soggiorno CEper soggiornanti di lungo periodo);
  • фактическое постоянное проживание на территории Италии в течение 10 лет.

Максимальный размер социальной пенсии равен 447,61 евро из расчета на 13 месяцев и на 2014 год предельный размер общей суммы пенсии за год равен 5.818,93 евро.

На пенсию в полном объеме имеют право:

  • лица, не состоящие в браке и не имеющие никакого дохода;
  • лица, состоящие в браке и имеющий семейный годовой доход меньше общей суммы пенсии за год.

На пенсию в частичном объеме имеют право:

  • лица, не состоящие в браке и имеющие годовой доход меньше общей суммы пенсии за год.
  • лица, состоящие в браке и имеющие годовой доход меньше, чем удвоенная сумма пенсии за год [5].

Пособие в связи с потерей кормильца

Это экономическая помощь по запросу в пользу членов семьи:

  • пенсионера (pensione di reversibilità);
  • работника (pensione indiretta).

На пенсию имеют право:

  • супруг, переживший своего супруга, в том числе в стадии раздельного проживания при условии, что по решению суда он имел право на алименты;
  • супруг в разводе, получающий алименты;
  • дети, в том числе усыновленные или внебрачные, официально признанные;
  • несовершеннолетние внуки, приравненные к детям, если они находились на полном иждивении дедушки или бабушки на момент смерти последних.

При отсутствии супруга, детей и внуков пенсия может выплачиваться:

  • родителям, возраст которых превышает 65 лет, не получающим пенсию, которые на момент смерти работника и/или пенсионера находились на иждивении последнего.

При отсутствии супруга, детей, внуков и родителей пенсия может выплачиваться:

  • братьям или сестрам, не состоящим в браке и нетрудоспособным, не получающим пенсию, которые на момент смерти работника и/или пенсионера находились на иждивении последнего.

Требования.

Скончавшийся работник, не пенсионер, должен был иметь:

  • не менее 780 еженедельных взносов (требования предусмотренные для пенсии по старости, прежде чем вошел в силу Законодательный декрет 503/92);
  • не менее 260 еженедельных взносов, из которых не менее 156 в последнее пятилетие перед датой смерти (требования, предусмотренные для обычного пособия по инвалидности).

Сумма, подлежащая выплате оставшемуся в живых, рассчитывается на основе пенсии, полагавшейся умершему работнику или выплачиваемой умершему пенсионеру, с применением процентов, предусмотренных законом 335/95:

  • 60%, только супругу (*);
  • 70%, только одному ребенку;
  • 80%, супругу и одному ребенку или двоим детям без супруга;
  • 100% супруга и двум или более детям, или трем и более детям;
  • 15% для любых других членов семьи, имеющих право, кроме супруга, детей и внуков.

(*) Примечание: пенсии пережившему супругу, начиная с 1 января 2012 года, подлежат снижению процента в соответствии с общими правилами, в случаях, когда умерший заключил брак в возрасте старше 70 лет; разница в возрасте междусупругами составляет более 20 лет или брак был заключен менее, чем 10 лет назад. Сокращение пенсии по случаю потери кормильца не производится, если есть несовершеннолетние дети, студенты или нетрудоспособные [6].

Пенсии по инвалидности

Обычное пособие по инвалидности – экономическая помощь, которая выдается по требованию тем лицам, чья работоспособность снижена более чем на треть в связи с физическим или психическим заболеванием [7].

Циркуляром от 17 января 2014 г. Национальный Институт Социального Обеспечения (INPS) установил новые пределы дохода и суммы пенсий, пособий и выплат для инвалидов.

Гражданские лица со слепотой

  • Для полностью слепых, госпитализированных, имеющих только пенсию и для лиц с частичной слепотой, госпитализированных и не госпитализированных, только с правом получения пенсии, личный годовой предел дохода составляет 16.449,85 евро, размер пенсии составляет 279,19 евро.
  • Для полностью слепых, не госпитализированных, размер ежемесячной пенсии составляет 301,91 евро с ограничением личного годового дохода в пределах 16.449,85 евро.
  • Для лиц с частичной слепотой, имеющим право на специальное пособие (имеющие зрение не более 20% на оба глаза, в том числе с возможной коррекцией) выплачивается сумма в 200,04 евро.

Сумма выплачивается только по нетрудоспособности вне зависимости от экономических условий:

  • Полностью слепым пособие по уходу выплачивается ежемесячно в размере 863,85 евро. (Примечание: пособие по уходу не зависит от дохода).

Лица с глухотой

  • Пособие для помощи в общении лицам с глухотой, госпитализированным и не госпитализированным выплачивается в сумме 251,22 евро (Примечание: пособие для помощи в общении не зависит от дохода).
  • Для глухих с правом пенсии, ежемесячная сумма составляет 279,19 евро с ограничением личного годового дохода в пределах 16.449,85 евро.

Лица с гражданской инвалидностью.

Для гражданских лиц с полной инвалидностью, как госпитализированных, так и не госпитализированных, ежемесячная сумма пенсии составляет 279,19 евро. Личный годовой доход должен находиться в пределах 16.449,85 евро.

Для гражданских лиц с частичной инвалидностью, как госпитализированных, так и не госпитализированных, ежемесячная сумма пенсии составляет 279,19 евро. Личный годовой доход должен находиться в пределах 4.795,57 евро.

Для гражданских лиц с инвалидностью, получающих только пособие по уходу, ежемесячная сумма выплаты составляет504,07 евро. (Примечание: пособие по уходу не зависит от дохода).

Для инвалидов, получающих пособие для посещения учебного заведения, ежемесячная сумма выплаты составляет 279,19 евро. Личный годовой доход должен находиться в пределах 4.795,57 евро [8].

Пособие на семью.

Пособие на семью (ANF) является помощью семьям работников по найму и пенсионеров, работавших по найму, чьи семьи состоят изнескольких членов семьи, и которые имеют доходы ниже установленных ежегодно законом.

Пособие на семью предусмотрено для работников по найму, работников по найму в сфере сельского хозяйства, домашнего персонала,индивидуальным работникам, пенсионерам (за счет пенсионного фонда работников по найму, специальных фондов и Национального общества страхования и помощи работникам зрелищных предприятий (Enpals)), для лиц, получающих пособия по социальному обеспечению и другим работникам, получающим другие прямые платежи.

Пособие на семью рассчитывается, принимая во внимание состав семьи, количествоо членов семьи и общий семейный доход. Также могут выплачиваться суммы в пользу лиц, находящихся в особенно сложных ситуациях (например, одиноким родителям или имеющим нетрудоспособных членов семьи). Размер пособия ежегодно публикуется в таблицах INPS, вступает в силу с 1 июля каждого года по 30 июня следующего года [9]. Можно ознакомиться с таблицами расчета суммы пособий на семью с июня 2014 до июня 2015 года [10], а также можно самостоятельно рассчитать сумму пособия[11].

Пособия по беременности и родам.

Закон, регулирующий отношения между работодателем и беременной женщиной, называется Законодательный Декрет № 151 от 26/03/2001 или Сводный текст о беременности и родах (Testo Unico maternità/paternità) [12].

Обязательный декретный отпуск (статьи 16 и последующие Сводного текста) состоит из двух периодов.

Период перед родами

  • на 2 месяца перед ожидаемой датой родов и день родов,
  • на периоды преждевременного отпуска, предоставленного местным органом здравоохранения (при осложненной беременности) или местным департаментом по труду (при невозможности выполнять рабочие обязанности).

Послеродовой период

  • на 3 последующих месяца после родов. В случае, если роды произошли после ожидаемой даты, то дни включают вероятную дату и фактическую дату. В случае досрочных родов (преждевременные роды), к трем месяцам послее родов добавляются дни между фактической даты и ожидаемой датой родов.
  • на периоды продленной нетрудоспособности, определенные местным департаментом труда (при невозможности выполнять рабочие обязанности в послеродовой период).

В случае рождения двойни срок декретного отпуска не изменяется.

Во время декретного отпуска матери (или отца) работница (или работник) имеет право на получение материального пособия в размере 80% от заработной платы, рассчитанного на основе последнего оплаченного периода непосредственно перед началом декретного отпуска, т.е. последнего месяца работы, предшествующего началу декретного отпуска (ст. 22 и последующие Сводного текста).

Предоставление декретного отпуска изменяется в различных особых случаях, например, при преждевременных родах и госпитализации новорожденного, усыновлении ребенка, прерывании беременности, смерти матери, отказе матери от ребенка и т.д. [13].

Социальная защита детей.

Все несовершеннолетние иностранцы, в том числе без вида на жительство, имеют право быть зачисленным не только в обязательную школу, но также в школу любого уровня. Прием иностранных детей происходит в порядке и на условиях,предусмотренных для итальянских детей, и может быть запрошен в любое время года.

Несовершеннолетние иностранцы, имеющие вид на жительство (для несовершеннолетних, по усыновлению, по семейным причинам, по запросу о предоставлении убежища) должны быть обязательно зарегистрированы лицами, осуществляющими их опеку, в Национальной службе здравоохранения (SSN), то есть имеют полное право доступа ко всем услугам, гарантированным итальянской системой здравоохранения [14].

Социальная помощь в сфере здравоохранения.

Во время подачи декларации и доходах (модель 730) есть возможность частичного возврата расходов на здравоохранение, произведенные в предыдущем году. Для этого необходимо собирать все квитанции и чеки из аптек и после визитов кспециалистам, квитанции об оплате талонов на лечение (ticket). Из налога на доходы физического лица расходы могут быть вычтены в размере 19%, если расходы в течение года превысили сумму 129,11 евро.

Пример:

Общие расходы Освобождение от уплаты Налогооблагаемая сумма Скидка Вычтенная сумма
€ 1.000€ 129,11=€ 870,89x19%=€ 165,47

Из 1000 евро, потраченных на медицинские расходы, можно вернуть 165, 47 евро.

Если в течение года расходы не превысили сумму 129, 11 евро, то льгота не предоставляется.

Если расходы на здравоохранение превысили лимит в год 15,493.71 евро (без учета льготной суммы в 129,11 евро), возврат денег может быть представлен в четырех равных ежегодных выплатах. Разделение необходимо, если сумма годового налога на доходы физического лица, подлежащего оплате, меньше, чем сумма возврата, на который имеет право налогоплательщик.

В случаях тяжелой инвалидности, расходы, понесенные на специальные средства и лечениее, компенсируются в полном объеме.

Возмещению подлежат расходы, понесенные как при обращении в государственные учреждения здравоохранения (ticket), так и в частные структуры на услуги:

  • хирургические вмешательства;
  • анализы, рентгенографические исследования, обследования и процедуры;
  • услуги специалистов;
  • покупку или аренду протезов;
  • услуги терапевта, включая лечение гомеопатическими средствами;
  • госпитализацию, связанную с хирургическими вмешательствами или постельным режимом;
  • покупку лекарств;
  • расходы на покупку медицинских приборов ( например, для ингаляций или для измерения артериального давления), на чеке или счете должно быть указано лицо, которое несет расходы и в описании медицинского прибора должна быть маркировка Евросоюза (СЕ);
  • расходы на имплантацию органов;
  • суммы оплаченных талонов (ticket), если вышеуказанные расходы были понесены в государственных учреждениях здравоохранения.

Можно получить возмещение 19% за расходы, понесенные на специальные услуги:

  • помощь медицинских сестер и реабилитация (например, физиотерапевтические процедуры);
  • помощь сиделки;
  • помощь персонала, координирующего помощь в семье;
  • услуги профессионального воспитателя;
  • услуги аниматоров и персонала по трудовой терапии.

Могут быть возмещены расходы на здравоохранение, понесенные налогоплательщиком по медицинскому полису.

Не подлежат возмещению расходы на здравоохранение, понесенные за ущерб, причиненный третьим лицам (например, в результате дорожной аварии) уже компенсированный лицом, причинившим ущерб или другими лицами от его имени(например, страховым агентством) [15].

Использование данного материала возможно с обязательной ссылкой на наш сайт.
 

ССЫЛКИ.

1.http://www.ital-uil.it/jsps/216/Attivita/573/Immigrazione/597/Le_prestazioni_assistenziali.jsp

2.http://www.ital-uil.it/jsps/216/Attivita/573/Immigrazione/597/Le_prestazioni_assistenziali/599/Cittadini_extracomunitari_in_possesso_di_permesso.jsp

3.http://www.ital-uil.it/jsps/216/Attivita/573/Immigrazione/597/Le_prestazioni_assistenziali/604/Cittadini_stranieri_in_possesso_del_solo_permesso_di_soggiorno_della_durata_di_almeno_un_anno.jsp

4.http://www.inps.it/portale/default.aspx?sID=%3b0%3b5614%3b5625%3b&lastMenu=5625&iMenu=1&iNodo=5625&p4=2

5.http://www.inps.it/portale/default.aspx?itemdir=10018

6.http://www.inps.it/portale/default.aspx?sID=%3b0%3b5614%3b5624%3b&lastMenu=5624&iMenu=1&iNodo=5624&p4=2

7.http://www.inps.it/portale/default.aspx?sID=%3b0%3b5614%3b5615%3b&lastMenu=5615&iMenu=1&iNodo=5615&p4=2

8.http://www.disabili.com/legge-e-fisco/articoli-legge-e-fisco/invalidita-civile-provvidenze-economiche-e-limiti-reddituali-2014

9.http://www.inps.it/portale/default.aspx?sID=0%3b5673%3b9586%3b&lastMenu=9586&iMenu=1

10.http://www.fiom.brescia.it/site/home/servizi/ufficio-vertenze/tabelle-assegni-familiari/articolo4412.html

11.http://www.irpef.info/anf.html

12.http://www.inps.it/docallegati/Mig/Doc/Informazione/Prestazioni_sostegno_reddito/Maternita_Paternita/DL151_2001TUmaternita.pdf

13.http://www.inps.it/portale/default.aspx?sID=%3b0%3b5673%3b5689%3b&lastMenu=5689&iMenu=1&iNodo=5689&p4=2

14.http://www.interno.gov.it/mininterno/export/sites/default/it/temi/minori/sottotema005.html

15.http://www.quifinanza.it/8441/tasse/730-2014-spese-mediche-detraibili-quali-sono-come-si-dimostrano.html